ASAP и другие: чего боятся на самом деле?
Наш телефон: 7 (495) 648-6593 Email: alpsvet@list.ru

ASAP и другие: чего боятся на самом деле?

« Вернуться в список

Владислав Еремеев

Вообще, какое оно должно быть — страховочное устройство для веревочного доступа? Каким требованиям подчиняться? (Публикация статьи здесь навеяна дискуссией на Сумган-форуме.)

Пойдем с самого начала. Наиглавнейшей функцией страховочного устройства является его способность в любых условиях остановить падение как можно скорее, а в идеале — вообще предотвратить его. Это главное. Всё остальное: вес, цвет, субъективное удобство работы, универсальность, и т.д. —  второстепенно.

Анализ статистики несчастных случаев и аварийных ситуаций показывает,
что именно причина «зажимания» страховочного устройства ( «панический рефлекс», хоть термин и не совсем корректен) — оказывается почти всегда виновницей инцидента, связанного с самостраховкой.

На сегодняшний день единственное в мире серийно выпускаемое страховочное устройство, полностью исключившее опасность «панического рефлекса», и этим самым отстоящее на большую ступеньку вверх (по степени безопасности)  от всех прочих подобных устройств — это ASAP  Petzl. Все остальные: Shunt, BackUp, RED, GOBLIN, Catch, Rocker, DUCK R, и т.д. — на порядок ниже.

Видео одного из тестов — падения на 3-х веревочном стенде (2010 г).

Видео одного из тестов — падения на 3-х веревочном стенде (2008 г).


Конструкторы ASAP победили главную опасность — «панический рефлекс». Есть ли другие опасности у устройства? Конечно самое первое — изучаем инструкцию производителя и «Product Experience» — его дополнительные рекомендации по использованию. А потом думаем дальше:  а чего собственно надо бояться?

Чего же следует опасаться на самом деле , работая с ASAP?

  • это не повреждения устройства (практически не возможно).
    В наших испытаниях в лаборатории ОАО «Канат» г. Коломна, в статическом тесте на 10 мм веревке ASAP без деформаций выдерживал нагрузку 696 кг, после чего начинал снимать оплетку с веревки – но не перекусывал её полностью. Куда более «хлипкий» жумар Petzl — и то, уперевшись в узел разрушился только при 1200 кгс. Корпус же ASAP — из более толстого металла, и карабином вдобавок замкнут!
  • это не полного перекусывания веревки (в реальности — вообще не возможно);
    В наших испытаниях ASAP без амортизатора выдержал запредельный (по всем  инструкциям) для него рывок — падение тестового стального груза 100 кг с высоты 1,5 м с фактором падения 1 (полный фалл фактор: т.е. перед падением груз вместе с ASAP был поднят до уровня точки закрепления веревки). При рывке была снята оплетка с веревки на интервале 55 см, сила рывка не превысила 5 кН, груз оставался висеть. Этот тест создает куда более жесткие условия, чем испытания производителя. В тестах Petzl  фактор падения они считают  от уровня самого ASAP, установленного на веревке, —  поднимая груз выше него, но только на длину амортизатора (пишут: FF=2 !). Они не уточняют, что это ЛОКАЛЬНЫЙ фактор падения: более метра веревки выше ASAP почему то в расчет не берут!
  • это даже не чрезмерного рывка: как я уже писал, в случае нехватки энергоемкости амортизатора — АСАП снимет оплетку с веревки, тем самым гася остаточный рывок в безопасных пределах. Но груз (человек) не упадет, останется висеть.
  • и уж точно не стоит бояться «невозможности быстрого спуска в «экстренной» ситуации»: такую «необходимость» в цивилизованном мире просто полностью исключают четкими организационными мероприятиями, грамотно проведенной Оценкой Рисков и соответствующе составленным Планом Производства Работ. К слову сказать, быстрый спуск с заблокированной страховкой (если используется иное страховочное устройство) — игра в рулетку. Не уверен, что еще более опасно: такой спуск или его невозможность!
  • а об «опасности» (в кавычках!) непреднамеренного срабатывания ASAP и зависания на нем — полагаю, даже и говорить не следует. Выход из зависания на страховочном устройстве — примитивнейший рабочий приём, с которым умеет справляться «не вспотев ни одним пальцем» любой мало-мальски грамотный вертикальщик.

Главное, чего стоит в реальности опасаться с ASAPом — это МАЛЫХ ВЫСОТ,  малого запаса высоты ниже пользователя до земли или до препятствия (например, торчащего на фасаде кондиционера!).


Смотрите картинки в инструкции!

Производитель указывает , что такой безопасной высотой для АСАП является 4 м , а в случае проведения тренинга спасработ ( двумя людьми) не менее 5 м, ПЛЮС растяжение веревки выше В ОБОИХ СЛУЧАЯХ.

Т.е., если выше вас 30 м веревки, то при нагружении одним человеком растянутся она может например на 5%. Это 1,5м. Значит, АСАП гарантированно спасет вас лишь выше 5,5м.

Особенно малая высота опасна во время спуска. Как показали наши испытания в лабораторных условиях, в случае разрушения рабочей веревки, буксируемому по страховочной веревке АСАПу иногда надо проехать более 1 м до того, как он схватится. Хоть это и неправдоподобно звучит! Добавьте к этому растяжение веревки, растяжение обвязки, и — не дай Бог — удлинение амортизатора.

На этом видео, в испытательной лаборатории имитировался спуск работника по веревке со страховкой ASAP, буксируемым по другой, страховочной веревке. (В тесте — груз 100 кг спускается принудительно). «Рабочая» веревка, на которой спускался этот груз, условно обрезалась прямо во время спуска. Можно видеть, что ASAP (новенький, только что достанный из фабричной упаковки!) до того, как «схватился» — проехал по веревке ровно 1 метр. Не хочется встретить на пути в таком полете какую-нибудь выступающую конструкцию, полку или землю!

Для нейтрализации подобной опасности, проходя эту «нижнюю опасную зону»: при каждом шаге вверх — принудительно блокирую АСАП рывком; также на спуске — рывком блокирую его, спускаюсь 0,5 м, разблокирую, перевожу до уровня пояса, и опять рывком блокирую. Времени это занимает больше обычного секунд на 20-30 максимум. Так же само делается и при остановке для выполнения работ: устройство «поддергивается» как можно выше и рывком блокируется. О таком выходе пишет и производитель в своем ASAP EXPERIENCE.

Второстепенные опасности ASAP — следующие:

  • возможность выдувания веревки ветром, при значительной длине веревки выше.
    «Лечится» несколькими способами: подвешиванием на страховочную веревку груза, закреплением страховочной веревки с лёгким натягом внизу, использованием преднатягивающего страховочную веревку тормозного устройства ниже ASAP, организация промежуточных точек закрепления с перестежками  или оттяжками (отклонителями), и др.
  • отказ при отрицательных температурах.
    Предупреждается хранением устройства в теплом сухом месте, ежедневным высушиванием потенциального конденсата, исключением многократного попадания из тепла в холод и обратно; выявляется обязательным функциональным тестированием перед каждым использованием.
  • блокирование срабатывания ASAP из-за попадания в механизм постороннего предмета (мусора, камешка, щепки, стропы, одежды и т.п.). От подобной «напасти» не гарантированно ни какое другое страховочное устройство с подвижными частями. Надо быть просто внимательным и помнить о потенциальной возможности такого события. Кстати, длина «веревочки» для привязывания ASAP «что б не уронить» — не просто так регламентирована именно 11 см: меньше — не достаточно для свободного встегивания/выстегивания, больше — может попасть петлей в механизм и нарушить его работу.
  • «утягивание» ASAPом петли веревки вверх при подъеме, вместо   скольжения по этой веревке вверх. Нейтрализуется подвешиванием груза на страховочную веревку и просто внимательностью на начальном этапе подъема.
  • выход с ASAP выше точки закрепления веревки, на которой он   установлен, вытягивая веревку за собой. Этого делать нельзя ни в коем случае!
  • опасность встегивания устройства «кверху ногами»: так оно не сработает!
  • особенность срабатывания на наклонных  поверхностях, где падение может происходить со скоростью меньшей, чем в свободном пространстве.
  • ошибка встегивания карабина «мимо веревки»: тут надо быть просто внимательным.

Выше перечислены основные «тонкие места» в эксплуатации лучшего на сегодняшний день страховочного устройства — ASAP.  Их надо «знать в лицо». Но куда более важно задумываться о  безопасности  раньше «вылезания на веревки», на организационном этапе более высокого порядка.

Именно в этом залог безопасной работы: просчитать и продумать всё заранее; организационными  мероприятиями предупредить максимально возможный перечень рисков;  продумать и грамотно сделать навеску (вообще, подавляющее число несчастных случаев связано именно с ошибками в навеске) — и тогда страховочная система окажется действительно гармоничным и элегантным заключительным звеном большой и прочной цепи. И включиться в работу эта цепь должна только уж в самом крайнем, самом непредсказуемом и не просчитываемом случае.

У по-настоящему компетентного специалиста веревочного доступа в компетентной компании — страховке просто не представится случая сработать вообще ни когда!

P.S. Частично ряд перечисленных опасностей будет существенно снижен в новой модификации ASAP, которая должна появиться в продаже в 2014 году.

Владислав Еремеев, Москва